26 февраля

Стоя на плечах гигантов

Не так давно одна учительница меня спросила, что такое youtube. Вопрос мягко говоря удивил меня и ввел в легкий ступор: я считала, что уже не существует людей, не знающих о сервисах гугл..... оказывается ошибалась :) И тут вдруг подумалось, что не уверена в том, хорошо это или плохо, если кто-то кое-где у нас порой...еще далек от того компьютерного бума, что захлестнул современную систему образования (ну пусть еще не всю....а отдельно взятые "страны", но практически тотально). Т.е. я, конечно, понимаю, что прогресс, что 21 век, цифровые аборигены, иные задачи, новые парадигмы образования и прочая и прочая.... Я далеко не ретроград. Но вдруг захотелось обратиться к разумному, доброму, вечному - к классической педагогической мысли и к современной, но уже ставшей классикой педагогики.

Океан педагогической мысли поистине безбрежен. Все современные инновационные модели обучения рождались, благодаря или вопреки, возникали и развивались, так или иначе вырастая и опираясь на традиции и классику. В какую бы сторону не поворачивала жизнь систему образования, какие бы новые задачи перед ней не ставила и какие бы новшества не изобретались, технологии действительно никогда не заменят ни вдумчивого мудрого учителя, ни вечных человеческих ценностей: доброты, любви, служения, стремления личности к познанию себя и мира вокруг, стремления к совершенствованию, созиданию и творчеству, улучшению жизни и окружающего мира и т.д. 

В век лавинообразно нарастающего компьютерно-гаджетного обучения важно на минутку остановиться и оглядеться, обдуманно и осознанно выбирая те или иные инструменты помнить о простых истинах, ключевых принципах разумной природосообразной педагогики, классических основах, на которых  базируется образование.

Поговорим именно о таком обучении, о некоторых классических и современных подходах, сеющих разумное, доброе, вечное.

Воспитание свободой - опыт школы Александра Нилла в Саммерхилле, где обучение и воспитание построено на понимании и любви, где в основу развития положены свобода, радость и счастье ребенка. Главные принципы не муштра и принуждение, не обезличивание, а помощь в самоопределении, развитие внутренней мотивации, критического мышления и самодисциплины - и тогда дети и учатся осознанно и быстро, и знания их глубже, и растет человек здоровый во всех отношениях, развивается нравственная, созидательная личность, способная сделать выбор и не бояться жизни. Продолжение тут

Книги Смона Соловейчика и педагогику сотрудничества и сегодня никак нельзя обойти молчанием. Гуманизация образования, свободный ребенок, свободный учитель, свободная школа.... воспитание  свободного и нравственного, красивого и гордого человека - вот идеалы Соловейчика.
"Педагогика для всех" - быстро стала настольной книгой и педагогов и родителей. В наш век изощренных технологий, цифровых книг, всевозможных гаджетов и приложений, меняющих обучение, не забыта ли она? Не забыты ли простые, но вечные истины, простые, но добрые методы.... «Детей не надо воспитывать – с детьми нужно дружить»....

"Я не педагог, но когда спрашивала педагогов об этой книге, они пожимали плечами, им это не было интересно, им хватало учебных планов! Обидно за них, за обделенных детей, за всех нас. Я бы выдавала эту книгу хотя бы всем беременным, просто чтобы люди становились людьми и воспитывали людей..." -  из отзыва одной читательницы о книге... грустно.....

Но мне хотелось бы напомнить вам, дорогие друзья, о другой книге Соловейчика. Это "Воспитание по Иванову", из педагогических - любимая моя книга, которая в свое время перевернула мой взгляд на школу, на учеников и на саму себя (тогда еще молодую учительницу с небольшим опытом) :)
В век крайней разобщенности людей, рационализма и индивидуализма, гонки за мифическим успехом и благосостоянием, на мой взгляд, важно вспомнить о "педагогике общей заботы".
Продолжение тут

"Я хочу научиться, я могу научить"
В заголовок вынесены слова, подсмотренные в материалах Г.О.Громыко о парном обучении, размещенных в сети. В жизни мы учимся друг у друга. Это быстро и довольно эффективно. В школе этот способ обучения пока так и не находит широкого применения, увы, в какой-то мере его использовал или  хотя бы пробовал в своей практике, наверно, каждый учитель. И присмотреться к нему более внимательно стоит, особенно в наше время, когда взаимообучение, обучение у сверстников распространяется само по себе и становится еще одной реальностью образования 21 века.
Подборка ресурсов о парном обучении здесь

Сетевые педагогические лаборатории
Доступные онлайн площадки, объединяющие ученых, исследователей и педагогов-практиков, соединившие в себе научные теоретические и практические материалы о современных исследованиях в образовании, возможность непосредственного общения, профессионального развития онлайн.
Перейти на страницу







Комментариев нет:

Отправить комментарий